воскресенье, 30 июля 2017 г.

9 интересных фактов о фильме «Стряпуха»


В одном из кубанских колхозов появилась новая красавица-стряпуха. За ней стали ухаживать многие, но девушка оказалась не робкого десятка и быстро дала от ворот поворот незадачливым ухажерам. Однако настоящая любовь нашла путь к ее сердцу и, хотя людская зависть и глупость натворили немало бед, влюбленные все-таки смогли распутать этот сложный клубок недоразумений.



Фильм снят по пьесе драматурга и поэта Анатолия Софронова, который написал не только сценарий, но и все песни к фильму. «Стряпуха» была первой частью тетралогии, продолжения истории назывались «Стряпуха замужем», «Павлина» и «Стряпуха-бабушка».



Впервые пьеса была поставлена в 1959 году в московском театре имени Вахтангова и имела такой успех, что через два года поставили вторую часть, а через шесть лет сняли фильм. В театре роли Павлины и Степана играли Юлия Борисова и Николай Гриценко, в кино — Светлана Светличная и Иван Савкин. По мотивам трёх частей в 1972 году был снят фильм «Летние сны», и главную героиню там зовут уже не Павлина Хуторная, а Павлина Казанец.



Фильм снимали летом 1965 года в станице Некрасовской на Кубани. Съёмочный график был очень тяжёлым. Поэтому в свободное время актёры отдыхали на полную катушку. Владимир Акимов, второй режиссёр: «Два месяца снимались почти без перерыва. Работы было очень много, всё делалось очень быстро. Поэтому в 5 утра я уже всех поднимал. В 6 выезжали на съёмки — и пока не стемнеет. А потом набивалось в хату много народу, появлялась гитара со всеми вытекающими последствиями: часов до двух ночи пение, общение. Все мы были молоды, все мы были веселы, но хотелось быть ещё веселее! Отдыхали после съёмок, пели».



Ежедневные посиделки Высоцкого с музыкой и кубанским вином раздражали Кеосаяна. Режиссёр был страшно недоволен, ругался, грозился снять актёра с картины и отправить в Москву. Высоцкого спасло заступничество Людмилы Хитяевой, которая отказалась сниматься без него. «Володя дал мне слово, что он к вину не прикоснётся, - вспоминала актриса Людмила Хитяева. - И до самого конца съёмок к нему никаких претензий не было. У человека была воля. Сказал «нет» — значит, «нет»!»

На съёмках фильма не обошлось без драки. Недалеко от съёмочной площадки был пляж, где в свободное время загорали актёры. Однажды Высоцкий, уже навеселе, пришёл туда с гитарой и начал петь. Одному из отдыхающих это не понравилось. Он подошёл к актёру и сделал замечание. Высоцкий в ответ огрызнулся и пошло-поехало... В результате недовольный мужчина схлопотал от Владимира Семёновича гитарой по животу. Разразился скандал. Руководители фильма решили в наказание отправить актёра домой. Но к тому моменту съёмки почти закончились. Так что было решено дать Высоцкому последний шанс.



Многие актёры приехали на съёмки со своими семьями. Людмила Хитяева привезла с собой на Кубань маму и маленького сына. К матери актрисы, Вере Ивановне, часто заходил на щи Высоцкий. С мамой жила и актриса Валентина Березуцкая. Исполнительницу главной роли Светлану Светличную навещал супруг Владимир Ивашов. Светлана Светличная, актриса: «Мой Володя, который тогда снимался в «Герое нашего времени», приезжал к нам в станицу. Володя Высоцкий надиктовал ему двенадцать своих новых песен, а Володя Ивашов на слух их запомнил».



Актриса Людмила Карауш вспоминала, что на съёмках актрисы жили в одном доме с Георгием Юматовым: «Жора Юматов сразу сказал: «Я буду вашим ханом, а вы — моим гаремом». Ну, это юмор, конечно. Наш хан сидел в халате, который он одолжил у Светочки Светличной. Люся Марченко стояла рядом с ним и размахивала опахалом».






Светлана Светличная не только играла стряпуху, но и на самом деле готовила обеды для съёмочной группы. Актриса Людмила Карауш, сыгравшая одну из станичниц, вспоминает: «Жора Юматов был парень хозяйственный, он отправился в совхоз, и там ему дали мешок зерна, дали цыплят, и мы их выкармливали. Потом Света Светличная готовила цыплят табака...»

Актриса Светлана Светличная вспоминала: «Стряпуху» я очень люблю. Считаю, что роль у меня вышла замечательно. Я тогда впервые была исполнительницей главной роли. Я удивляюсь, как Кеосаян, по происхождению армянин, снял такой замечательный фильм о русской жизни. Мне очень нравится там музыка Мокроусова, мне нравится работа оператора. Есть в этом фильме душа… Люблю я его!»





Для роли Андрея Пчёлки Высоцкому пришлось перекраситься в блондина. «Я всегда думал, зачем это делается, - вспоминал о съёмках в фильме Владимир Высоцкий. - А потом понял, что есть у нас гримёрный цех, гримёры есть, им тоже надо работать. Вот они и красят».



В фильме «Стряпуха» есть несколько неразгаданных загадок... Первая — как Высоцкий попал в этот фильм. По одной из версий, друг Владимира Высоцкого попросил режиссёра Эдмонда Кеосаяна помочь молодому певцу и актёру и дать ему работу в новом фильме. Кеосаян отказывался, так как не хотел работать с неопытным человеком — до этого на роль был утвержден известный актёр Николай Губенко, но отказался в пользу другого фильма. По другой версии, озвученной самим Высоцким, некий друг уговорил сняться его в «Стряпухе», хотя картина была ему не интересна и не близка.



Вторая загадка — чьим голосом говорит Владимир Высоцкий. Версий, почему режиссёр Эдмонд Кеосаян решил переозвучить героя фильма Андрея Пчелку, две: проблемы с алкоголем у актёра и несовпадение его хриплого голоса с задорным образом Пчелки. О том, кто на самом деле говорит и поёт за Высоцкого, до сих пор достоверно неизвестно, но, по самой популярной версии, актёра озвучил сам Кеосаян, а песни исполнил один из солистов хора Всесоюзного радиокомитета. О том, что его переозвучили, Высоцкий узнал только на премьере фильма и очень обиделся на Кеосаяна.





Когда картина вышла — критика её не приняла, в журнале «Советский экран» вышла рецензия под названием «Драма с ополовником». Фильм, режиссёра и актёров разгромили: «Постановщик кино-«Стряпухи» Э. Кеосаян, успешно начавший свой путь, потерпел явную творческую неудачу при попытке углубить, драматизировать, возвысить этот лубок...» Однако, как это часто бывает, зрители мнение критиков не разделили, и «Стряпуха» стала одним из лидеров советского проката и вошла в десятку самых посещаемых фильмов 1966 года.



Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий