суббота, 3 июня 2017 г.

Музей восковых фигур мадам Тюссо (фр. Madame Tussauds)


Не надо жить в Лондоне, чтобы знать улицу Бейкер-стрит. Спросите любого, и он скажет вам, что там жил Шерлок Холмс. Сейчас здесь находится его «квартира» — музей.

А буквально за углом от «квартиры Холмса», есть улица Мэрилбон Роуд, не столь знаменитая. Здесь, рядом с планетарием, расположился еще один музей – с зеленой куполообразной крышей. Музей мадам Тюссо (фр. Madame Tussauds) – самый большой и известный в мире музей восковых фигур, основная экспозиция которого расположена в Лондоне. В музее на данный момент насчитывается более 1000 экспонатов. Среди множества знаменитостей, которые навечно, и в большинстве своем – при жизни, удостоились чести попасть в этот восковой пантеон, есть и скромная фигура самой мадам, сделанная ее руками. Перед нами – невзрачная старушка в черном платье и такой же мрачной шляпке. Это – автопротрет создательницы музея – ей тогда шел 81-й год. Она могла бы оставить себя на память потомкам молодой и красивой. Но предпочла предстать такой, какой она стала, добившись славы и богатства, а они пришли к ней на склоне лет.



О музее мадам Тюссо наслышаны все, а вот про жизнь самой Марии Тюссо в массе своей мы и не знаем. Начать хотя бы с того, что настоящая ее фамилия – Гросхольтц, и происходила она из потомственной династии…палачей Гросхольтц. Правда ее отец, Иоганн — Жозеф, уже не занимался «фамильным бизнесом», он делал гравюры и скоропостижно умер еще до рождения дочери. Но именно это «темное прошлое» наложит отпечаток не ее творчество.


Не случайно в Лондонском музее мы найдем такие мрачные экспозиции, как «Камера пыток», заполненная страшными в своем реализме скульптурами убийц, их жертв, палачей и пыточных инструментов.

Родилась Анна-Мария Тюссо в Германии в 7 декабря 1761. Росла она, как мы уже знаем, без отца, ее воспитал родной дядя по материнской линии — Филипп Курциус. Был он хорошо известным врачом, но свое истинное призвание нашел в изготовлении миниатюр из эмали и анатомических фигур из воска. У него и училась Анна-Мария, рано проявив удивительный талант к ваянию.

В 1767-м Курциус вместе с племянницей едет в Париж, где его стали называть Курте, и быстро становиться популярен своими работами. Первой фигурой в его восковом Паноптикуме стала Мари Дюбари – любовница Людовика XV.


Мария Гросхольтц сначала продавала билеты в галерею своего дяди, дебютировала же она как самостоятельный мастер, создав серию из трех скульптур: это были Вольтер, Руссо и Франклин. Талант юной мадмуазель был замечен – Людовик XVI и королева Мария- Антуанетта приглашают ее в Версаль, где она провела 10 лет, совершенствуя свой талант в условиях, о которых любой художник может только мечтать.

Но – грянула революция и все изменилось. Благодетели Марии, королевская чета, отправились на эшафот. Сама Тюссо попала в в тюрьму, как «роялистка».

В застенках ее соседкой оказалась Жозефина Богарне – будущая любовница Наполеона и Императрица Франции. Обеих женщин уже обрили для гильотины, но в последний момент – помиловали. Новая власть по требовала от скульпторши доказательств лояльности – Мария должна была сделала посмертные маски королевской фамилии, которая проявила в ней такое участие. Ей самой пришлось искать головы Людовика и королевы, бродя среди окровавленных, разлагающихся тел – жертв революционного террора.


Больше новые правители Марию не беспокоили и она вновь занялась лепкой. Воск имелся в изобилии, но где было взять такой дефицитный материал, как волосы? И она добивается пропуска в тюрьму, где в подвалах складывали после казни обезглавленные трупы. Их волосы и шли на прически восковых кукол. Получить такое разрешение было непросто, но Марии помогла ее девичья фамилия — Гросхольтц. Ею принимали за дочку некогда знаменитого палача и «коллеги» с уважением открывали ее двери своих застенков.

В 1777 году Мария Тюссо создаёт свою первую восковую фигуру (Вольтер), а затем последовали Жан-Жак Руссо, Бенджамин Франклин. Во время французской революции она сделала посмертные маски королевской фамилии. После смерти в 1794 Филлипа Кёртиса его коллекция переходит к Марии Тюссо. В 1802 году она отправилась в Лондон. Первый опыт в этой незнакомой ей еще стране показал, что английская история не менее занимательна, чем французская: Ричард Львиное Сердце и Генрих VII, Мария Стюарт и Мария Тюдор, Кромвель и английская революция. Мадам Тюссо сразу же принимается за работу, моделируя эти персонажи. Это были фигуры в полный рост. Цвет волос и глаз, рост, телосложение, одежда соответствовали реальности, а рядом с фигурой, для большей правдоподобности, иногда воссоздавалась и обстановка той эпохи. Англичане, влюбленные в свою историю, по достоинству оценили ее труд. Ее выставку посещают. Из-за франко-английской войны она не смогла возвратиться во Францию, и поэтому стала путешествовать по Великобритании и Ирландии, показывая свою коллекцию. Она гастролирует со своей выставкой Англия и Шотландия, Ирландия и Уэльс. изо дня в день, из года в год. Каждый новый сезон открывался новыми фигурами Вальтер Скотт, Картуш, лорд Байрон, сэр Нельсон… История стала для нее неисчерпаемым источником вдохновения. Какое-то время она демонстрировала ее в Театре Лицея.


Тогда она еще не была «мадам Тюссо». Она стала ею в 1795-м, выйдя за муж за инженера Франсуа Тюссо. Брак был неудачен: прожив 8 лет, супруги расстались. Франсуа оставил Марии двух сыновей и свою фамилию, которую она обессмертила. Мало кто слышал о Марии Гросхольтц. Но все знают мадам Тюссо!

После смерти в своего приемного отца и учителя Филиппа Курциуса в 1794 году, Мария наследует его коллекцию и продолжает его дело. Но во Франции становиться слишком уж неуютно, начинаются бесконечные войны, и она, теперь уже мадам Тюссо, решает переехать в Англию, успев не задолго до этого вылепить скульптуру Наполеона. Наполеон, сделанный ее руками, пережил своего живого оригинала и до сих пор является ценнейшим экспонатом Лондонского музея.


Целых 33 года передвижная коллекция мадам Тюссо путешествует по Британским островам, пополняясь новыми экспонатами. Помимо английского бомонда и исторических личностей Британии в ней появляется галерея преступников. Мария сводит дружбу с эдинбурсгким палачом Джоном Уильямсом, получив через него доступ в тюрьму. Там она делает слепки лиц казненных, а некоторых знаменитых убийц лепит еще до приведения приговора – с натуры.


С 1831 года Тюссо удалось заключить несколько договоров краткосрочной аренды помещений выставки «Baker Street Bazaar» (на западной стороне Бейкер-стрит между Дорсет-стрит и Кинг-стрит). В 1835 бродячая выставка, наконец, осела на Бейкер-стрит, где Мария приобрела красивый особняк и в его залах разместила свои экспонаты. С этого момента можно вести отсчет музею Тюссо, хотя, как мы видим, его история началась намного раньше.

1842 году она создала собственный портрет, который теперь выставлен при входе в музей. Она умерла во сне 15 апреля 1850 года. К 1883 году нехватка места и возрастающая стоимость аренды помещения на Бейкер-стрит заставила ее внука (Джозеф Рэндела) перевезти выставку в здание на Мэрилбоун-роуд , где она и находится в настоящее время. Новые галереи выставки, открытые 14 июля 1884 года, имели большой успех. Однако средства на переоборудование, потраченные вскоре после откупа половины акции музея у кузины Луизы в 1881 году, привели к возникновению финансовых затруднений.


В 1888 году с целью привлечения дополнительных средств была сформирована компания с ограниченной ответственностью, которую пришлось вскоре ликвидировать из-за семейных разногласий. В результате, в феврале 1889 года музей Тюссо был продан группе бизнесменов под руководством Эдвина Джозиа Пойсера . Художник Эдвард Уайт, уволенный новыми владельцами в целях экономии средств, предположительно, в качестве мести в июне 1889 года послал пакет с бомбой Джону Теодору Тюссо. В 1925 году во время пожара большая часть исторических восковых фигур была уничтожена, но сохранившиеся формы позволили их восстановить. С тех пор коллекция шла в ногу с жизнью общества, запечатлевая и хорошее, и плохое, величественное.


Сильнейший пожар в Музее Мадам Тюссо случился 19 марта 1925 года

В результате пожара большая часть коллекция была уничтожена огнем. К счастью, многие из форм восковых фигур остались целы, и коллекция была восстановлена заново.

Вот как описывала пожар газета «Manchester Guardian» 19 марта 1925 года:

«Знаменитый Музей восковых фигур Мадам Тюссо был сильно поврежден прошлой ночью в результате пожара. Пожар начался в 10.30 вечера. В 11.30 верхний этаж был похож на бушующую печь. Крыша рухнула, за исключением купола в западной части музея.

Десятки пожарных машин прибыли на место, и около 10.000 человек собрались в районе музея. Пожар был потушен к полуночи. Все наполеоновские реликвии были уничтожены. Общая сумма ущерба пока не может быть оценена. Вся крыша и верхний этаж главного здания были разрушены.

Пожарные были не в состоянии добраться до гидрантов, и шланги были подключены к кранам гаражей и других зданий. Пожарная команда работала под командованием г-на Р. Дайера, который был доставлен на место из театра, где он проводил вечер с друзьями. Несмотря на то, что он был в вечернем костюме, он принял активное участие в операции.

Когда признаки того, что пожар удалось взять под контроль, корпус вошел в первый этаж и подвал здания. Почти сразу пожарные начали выносить некоторые вещи, в основном фотографии всех описаний фигур. Была вынесена огромная клетка с зеленым попугаем, который уже через пару минут начал прыгать и проявлять признаки самоуверенности.

Очевидец, который живет напротив Музея фигур мадам Тюссо сказал в интервью, что огонь был потрясающим зрелищем. Красно-золотые языки пламени взметнулись на 50 футов вверх с крыши здания. Было отчетливо слышно шипение от расплавленных восковых фигур.»


В сороковых года выставка Мадам Тюссо становится составным элементом королевского ритуала принятия особо почетных гостей, среди которых был и царь Всея Руси Николай I.

Чуть позже иное известное лицо посетило музей — американский магнат шоу-бизнеса Тейлор Барнум, создатель “American museum” — самого большого в то время развлекательного центра Америки. Он быстро осмотрел выставку, но не более… Настоящий интерес у него вызвала неуменьшающаяся очередь перед входом в музей. Истинный американец, которого волнует в первую очередь вопрос прибыли. Он, не колеблясь, решил купить эту выставку — у него было достаточно денег, чтобы купить все, чего он хотел. Но неожиданно он натолкнулся на женское упрямство Мадам Тюссо — сумма, предложенная им, не произвела на нее никакого впечатления. Типичный американский предприниматель, для которого все измерялось деньгами, не понимал того, что пыталась ему объяснить Мари: она не могла продать дружбу Кёртиса, свой выстраданный многолетний опыт и, наконец, будущее своих детей, внуков и правнуков. Мудрость и интуиция не обманули ее. Дело, которое она начала в XVIII столетии, превратилось в огромную империю развлечений в XXI веке. Род Тюссо процветает, правнуки продолжают дело своей великой прабабушки, открыв музеи под именем Мадам Тюссо в Амстердаме, Гонконге, Лас-Вегасе и Нью-Йорке. Не говоря о “копиях”, появившихся в Париже, Санкт-Петербурге и других городах мира.


Выставка состоит из группы залов. В первом зале известные исторические персонажи, например фигура «Спящей Красавицы» одна из старейших фигур мадам Тюссо, хотя были ещё и другие такие, как слепок Мадам де Бержи и слепок Льюиса XV, обладающие механическими действиями! Позже появились фигуры других известных людей, в том числе Горацио Нельсона и сэра Вальтера Скотта. До сих пор сохранились некоторые скульптуры, сделанные самой Марией Тюссо. Второй зал известен как Оранжерея, где посетители могут осмотреть в полную величину известных спортсменов, актёров и различных телевизионных знаменитостей! Среди новых добавлений в коллекцию можно увидеть Джона Колинза и теннисную чемпионку Мартину Навратилову. Выставка «Супер Звезда» открылась в Марте 1985 года, это одна из нескольких площадок Мадам Тюссо, в которых используются звуки, свет и другие эффекты анимации. Здесь можно увидеть и теннисных чемпионов: Джона Мсенро, Дали Томсона и поп звёзд: Майкла Джексона и Дэвида Бове. Рядом с «Супер Звёздами» находится грандиозный зал. Это комната с людьми из истории, политики, военными начальниками и с королевскими фигурами Генри VIII, его жены Раджив Ганди, Генералов Монтгомеру, Горбачёва, примьер-министров Британии и широко известную семью Ройл и конечно же Дак и Дачес Йорк. Рядом находится зал несомненно известный, как «Комната Ужасов». Нигде посетители не могут увидеть более ужасного зала! Всё вселяет в людей ужас и страх.

Там находятся известные убийцы, множество людей, имеющих позорную репутацию и просто слепки подлых людей! Это одна из главных достопримечательностей музея. Однажды она прочитала об убийстве… — у нее возник замысел создать Комнату ужасов, воспроизводящую самые известные преступления века. В эту часть экспозиции входили фигуры жертв Французской революции и недавно созданных фигуры убийц и других преступников. Возможно, лучший на планете, музей восковых фигур в настоящее время вмещает более 1000 фигур выдающихся деятелей политики, искусств, выдающихся полководцев и великих учёных. Звуки, запахи и двигающиеся фигуры создают дополнительные ощущения. При посещении этого музея у Вас есть возможность сделать просто потрясающие фотоснимки. Но задолго до открытия приходят туда восемь женщин, каждая из которых имеет диплом скульптора. Одни из них принимаются смахивать пыль со знаменитостей, другие — поправлять на них грим, парики, бижутерию.


Здание музея по английским меркам просто великолепное. Оно было построено в 1941 году после того, как немецкие бомбы превратили в руины прежний Музей восковых фигур. В залах растут пышные пальмы и их надо поливать. Вокруг фигур много стильной мебели. Работы всегда много ведь каждый месяц полагается прибавлять к коллекции десять новых фигур изготовлять их сложно, но еще труднее подбирать кандидатуры. Есть распространенном мнение, что музей Тюссо — это музей, застывшая восковая табель о рангах, что попадая в музей Тюссо, человек увековечивается, что это как орден Почетного легиона. Это неправда Тюссо — это ни разу, ни музей, это застывший во времени странствующий балаган.


Ни в одно другое культурно-зрелищное заведение Лондона не устремляется заезжий турист с такой неистовостью, как к мадам Тюссо. Очереди, обвивающие музей в любую, даже безобразно дождливую погоду, восхищают сторонних наблюдателей своим энтузиазмом. У Тюссо можно увидеть целое сонмище ему подобных исторических «великанов», не говоря уж о звездах современной мировой политики, спорта, шоу-бизнеса и прочих родов славной человеческой деятельности. И, что для отдельных любопытных граждан немаловажно, их всех можно пощупать, потрогать и даже в обнимку сфотографироваться, так сказать, я — и великие!

Со времен основания музея мадам Тюссо его посетили свыше 500 миллионов человек — иначе говоря, население Северной Америки и Австралии, вместе взятых. И хотя музей мадам Тюссо — не единственный музей восковых фигур в мире, нет ему равных по великому искусству достоверности портрета, такой в отдельных случаях точной, что посетителя подчас берет сомнение: уж не сам ли некто великий забрел на выставку и затесался среди восковых фигур?



За восемь лет до смерти мадам Тюссо изваяла свою собственную фигуру — ту крошечную носатую старушку в черном, что встречает посетителей в холле музея. Автопортрет удивительно далек от комплиментарности — так холодно и беспощадно могла слепить свою старость только сильная и поистине выдающаяся женщина, коей и была мадам Тюссо. Что, однако, знаем мы о ней? В общем-то, мало, ибо она сознательно застила себя тенями более великих персон — тех, кого воплотила в воске. Однако жизнь самой мадам Тюссо наполнена таким сонмищем грандиозных событий, что хватило бы их на создание не одного приключенческого исторического романа…

Эта необыкновенная женщина умерла в 1850 году, в возрасте девяноста лет. Родившись и проведя детство в Страсбурге — городе с немецкой культурой, начав свою карьеру во Франции, добившись настоящего успеха в Великобритании, она вошла в историю мировой цивилизации. Ее менталитет и жизненные принципы настолько современны нашей эпохе, что порой мы забываем, что она родилась в 1760 году. Женщина, которой удалось возвысить смерть до уровня Истории.


Популярность музея очень велика. Подсчитано, что за время его существования в нем побывало свыше 500 миллионов человек, а в наши дни ежегодно (включая филиалы) на восковые куклы приходят посмотреть 14 миллионов посетителей.

Самая старая модель в коллекции – та самая мадам Дюбари, которую изваял еще Филипп Курциус. Всего в музее более 1000 различных восковых знаменитостей, и ежегодно их число увеличивается в среднем на 20. Каждая делается от 2-х месяцев до полугода, а иногда и дольше. Многое зависит от позы и насколько открыты участки тела прототипа. Большинство скульптур сделано с живых оригиналов, с которых снимают мерки – до 150 различных измерений. Кроме того, за экспонатами надо постоянно следить и ухаживать. Прически куклам укладывают и поправляют профессиональные парикмахеры, а чтобы полностью сменить прическу нужно до 1000 фунтов и от 2-х до 5-и недель.

Жизнь не стоит на месте. Часть фигур убирается на склад, их место заменяют другие. Так, например, в запасники убрали Бориса Ельцина, а вот восковой Путин остается среди самых знаменитых людей мира, хотя он уже и не президент.


Многие фигуры стояли и стоят вечно. Ведь музей мадам Тюссо – только по названию – музей. На самом деле, это всемирная доска почета, своего рода – мавзолей, куда нужно попасть по своим заслугам и по известности.

Время тут не властно: здесь и вечно молодые «битлы» со своими гитарами, и вечно- прекрасная Мэрилин Монро, застывшая в лучшем мгновении своей жизни, в развевающимся белом платье, с ослепительной улыбкой и обнаженными ногами (кадр из ее фильма «Зуд седьмого года»). Тут же и молодой король рок-н-ролла Элвис Пресли, и идол поп-музыки Майкл Джексон.

Он, кстати, рекордсмен по числу изваяний – в музее 14 Джексонов, последним добавиться – 14-й, каким он был незадолго до преждевременной смерти.

Фанаты постоянно кладут к ногам своего кумира живые цветы и всматриваются в застывшие черты певца, молодого, в зените своей славы.


Всего в мире 9 музеев восковых фигур Тюссо, кроме Лондонского — 8 филиалов: в Амстердаме, Берлине, Гонконге, Шанхае, Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Голливуде и Вашингтоне. Разумеется, композиции каждого, хотя и повторяют друг друга (многие экспонаты льются по одним формам), напрямую зависят от страны, где находится филиал и даже от города.


Если в Лондонском самое почетное место занимает королевское семейство, то в американских ударная когорта кукол представлена длинной плеядой президентов. Естественно, здесь сразу же после избрания появились Барак Обама и миссис Обама.


В Голливудском филиале, понятное дело – царствуют кумиры экрана. В Гонконгском увидите королей кун-фу Брюса Ли и Джеки Чана, а также актрису и топ-модель Ашарвайю Рай, знакомую нашим зрителям по фильму «Последний легион».


Самый молодой филиал – немецкий, он открылся в Берлине в июле 2008 года. Немецкая экзотика представлена здесь, в частности, Марлен Дитрих, в черном цилиндре, ослепительно белом кружевном галстуке и с длинной сигаретой в руках. И Гитлером, который изображен в последние дни жизни – сидя в бункере, обреченный и ожидающий краха. Но даже такой Гитлер вызывает неоднозначную реакцию. Нашелся борец с диктатурой, чье имя полиция не стала раскрывать, который накинулся на воскового фюрера и оторвал ему голову. Голову поставили на место, борца за демократию оштрафовали и выпустили, а Гитлера не убрали, не смотря на довольно жесткую критику этой скульптуры в прессе.


Русские персонажи представлены практически во всех музеях Тюссо, среди них: Ленин, Екатерина Великая, Петр- I, Достоевский, Гагарин, Горбачев…

В целом же число наших соотечественников, отлитых в воске, в галереях Тюссо невелико. Но огорчаться не стоит. В России есть свои восковые музеи: в Москве, Санкт — Петербурге, Новосибирске и там, конечно же, вас встретят множество фигур, как из прошлого, так и из настоящего, от царей до кумиров эстрады. И качество их не хуже лондонских или амстердамских скульптур. Но русские музеи восковых фигур не являются частью империи Тюссо и живут своей жизнью. И это уже отдельная история.





Музей восковых фигур мадам Тюссо является одной из самых ярких и известных достопримечательностей Лондона. Сотни фигур выглядят как живые, часть из них двигаются, разговаривают. Многие из фигур можно потрогать и сфотографироваться на память.

Несколько лет назад была проведена оценка стоимости музея мадам Тюссо, которая ныне составляет около 2 миллиардов долларов.


Филиал музея в Венеции

Музей мадам Тюссо находится на улице Мэриблен-роуд, Бакер стрит – метро и Мерилебон – пригородная электричка. Добраться до экспозиции можно на автобусе № 274, 113, 82, 74, 30, 27, 18, 13 или 3.

Музей открыт для посетителей: Пн – Пт: 10:00-17:30, Сб – Вс: 09:30-17:30. Касса работает до закрытия экспозиции. В праздничные дни экспозиция открыта до 18:00. Стоит отметить, что цена билета после 17:00 может быть снижена.

Стоимость взрослого билета составляет 28,80 евро, детского (до 16 лет) – 24,60 евро, дети до 5 лет – бесплатно. Также существует специальное, семейное предложение покупки билетов для посещения экспозиции — 99 евро. Стоит отметить, что на официальном сайте музея можно купить билеты со скидкой в 10%. За дополнительной информацией можно обратиться к администратору музея по телефону +44 (087) 09-99-00-46.


Экскурсия в музей восковых фигур подходит для всех возрастов. Однако детям до 8-ми лет не рекомендуется посещать «Кабинет Ужасов», поскольку представленные ужасающие экспонаты дополнены мрачной игрой жутко загримированных живых актеров.


А вот новости сегодняшнего дня :

Сразу четырьмя восковыми воплощениями американской актрисы и певицы Уитни Хьюстон пополнился Музей мадам Тюссо. Фигуры скончавшейся в феврале 2012 года певицы относятся к значимым вехам 30-летней карьеры Уитни. Они будут выставлены в разных городах США.

В Лас-Вегасе можно будет увидеть Хьюстон такой, какой она была в 1988 году на съемках клипа I wanna dance with sonbody (Whp loves me). В Вашингтон отправится восковая фигура Уитни, исполняющая в 1991 году национальный гимн США в перерыве матча за Суперкубок по американскому футболу во флоридском Тампе. В Лос-Анджелесе будет установлена фигура, изображающая поп-диву в роли Рэйчел Мэррон в знаменитом фильме 1992 года «Телохранитель», поясняет ИТАР-ТАСС.


Нью-Йорку досталось восковое воплощение Уитни Хьюстон образца 2009 года, когда она снималась для последнего студийного альбома I look to You.

За всю свою историю 180-летнюю историю Музей мадам Тюссо еще ни разу не презентовал одновременно столько фигур одного и того же человека. На презентации восковых фигур певицы присутствовали мать Уитни Сисси Хьюстон, а также ее братья Гэри и Майкл. 19-летняя дочь поп-дивы Бобби Кристина на мероприятие не пришла.

Уитни Хьюстон, шестикратная обладательница музыкальной премии Grammy, была найдена мертвой в ванной своего номера в отеле «Беверли Хилтон» в Лос-Анджелесе 11 февраля 2012 года. Ей было 48 лет. По данным следствия, певица скончалась от острой сердечной недостаточности после употребления кокаина.










Madame Tussauds New York











Madame Tussaud’s Washington DC






Филиал музея мадам Тюссо в Амстердаме






Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий